О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
( Из сегодняшнего разговора в садике:
« А почему ваш ребенок не здоровается? Надо его воспитывать!» И многозначительно
укоризненный взгляд в мою сторону. «Доця, ты чего не здороваешься?» «Не хочу.» «Но
ты знаешь, когда куда-то приходишь…» и читается очередная сорок пятая лекция на
эту тему.)
А потом
выхожу из садика и понимаю, что мне вобщем-то все равно, здоровается она или
нет. Гораздо важнее, что она специально никого не обидит и не сделает никому
больно. А причина этих бесконечных нотаций дочке – навязанное мне чувство вины за плохое
воспитание моего ребенка. Но справедливости ради надо сказать, что с рождением
каждого последующего ребенка это чувство вины как-то тает-тает и от него осталась
уже совсем маленькая лужица.
И снова о воспитании. Казалось бы, ну сколько можно говорить на эту тему? Тысячи книг написаны-переписаны, сотни методик
разработаны. А сколько бесплатных
советов по правильному воспитанию можно получить от сочувствующих на
детской площадке! Имея четырех детей и многолетний опыт общения с другими мамочками,
начинаю понимать, что все их методики воспитания сводятся к двум: «А меня в
детстве так же воспитывали и ничего, хорошим человеком выросла». Или с полной
противоположностью: «Меня тааак в детстве воспитывали, что теперь… как
вспомню!», - и далее следует перечень всех
обид и недоразумений, которые конечно же и являются главной причиной неудач
всей дальнейшей жизни. И поэтому они-то будут воспитывать своих детей полностью
противоположно.
А ведь на самом
деле, где оно это правильное воспитание? Разве оно существует? Для всех, ну абсолютно
всех без исключения окружающих воспитанный ребенок – это удобный ребенок! Не мешает,
вежливо отвечает, когда его спрашивают, и молчит, когда его не спрашивают, чтоб
не шуметь; с улыбкой говорит «доброе утро», и «до свидания», даже когда нет
настроения. (Представляете, ребенок тоже имеет право не иметь настроения, не
потому что он устал, голоден или у него что-то болит, а просто так.) И мы
учим детей лицемерию, учим их играть во
взрослые игры, и они продолжают это делать всю последующую жизнь.
Кто-то практикует
«ненаказуемую педагогику», все позволяя ребенку и объясняя или не объясняя, что
такое «хорошо» и что такое «плохо». И у них есть вероятность, что ребенок
вырастет хорошим интеллигентным человеком, или абсолютно неуправляемым, не
чувствующим границ, и придется его забирать из элитной школы и переводить в
суворовское училище на, так сказать, перевоспитание.
А другие
практикуют постоянные запреты и наказания, и у них тоже есть вероятность, что
ребенок вырастет хорошим интеллигентным человеком, или неуправляемым, не
признающим границ в поведении, и его тоже придется отправлять куда-то на
перевоспитание.
С возрастом
и наверно с опытом я успокоилась и для себя сделала очень простой вывод. Надо
просто расслабиться. Дети все равно вырастут такими, какими они вырастут. И еще неизвестно,
благодаря нашему воспитанию, или вопреки. Еще и генетика роль играет. Ну не
верю я, что рождаются они, как чистый лист. А моя основная цель – попытаться воспитать
их свободными людьми, от предрассудков, от мнения окружающих. И единственное, чему я стараюсь их научить,
это уважать границы других людей, и не позволять другим нарушать их собственные
границы. Да, и еще самостоятельности. Но это отдельная история.
А
здороваться? Ну начнет она потом здороваться. Когда-нибудь. Или не начнет…
(смайлик). Но это будет уже ее жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий